Средние века

   Описание средневековых предметов мебели будет представлять собой краткую историческую справку, ибо приобретение и хранение подобного рода предметов в наше время, скорее прерогатива музеев. Эпоха же эта очень важна для понимания всей последующей эволюции западноевропейского декоративно-прикладного искусства.



  Под стилями средневекового зодчества мы понимаем стили, развивавшиеся в отрыве от классической греко-римской традиции, сначала романский и, вытекший из него, в процессе усовершенствования мастерства в обработке камня и развития инженерной мысли, готический стили. Готические кафедральные соборы своими высокими сводами устремляются вверх, к Богу, служат признаком процветания городов. Города даже соревновнуются за то, чьи своды собора будут выше и шире. Такие стройки, разумеется требовали огромного финансирования, труда и высочайшей квалификации. Внутри соборов создавались резные алтари и запрестольные образы* (ретабло,заалтарная картина), являющиеся плодами коллективного труда столяра, скульптора, золотильщика и мастера по росписи, работавших под началом одного старшего мастера. Этот мастер или мэтр заключал договор со спонсором, предоставлял проект, распределял задачи и контролировал реализацию. В конце эпохи Средневековья использование контракта получило широкое распространение. В нем упоминались задержка реализации, оплата, применяемые материалы, выставлялись некоторые требования спонсора. Столяр создовал корпус (ящик или основу) и иногда декоративные элементы, скульптор – статуи, рельефные фигуры на резных ставнях и часто их расписывал. Золотильщик накладывал листки ценных металлов на обработанное несколькими слоями специальной грунтовки, затем тонким слоем болюса*, дерево. Его работа завершалась шлифовкой или полированием твердым камнем для придания блеска. Ретабло часто создавались с расписанными ставнями, открывавшимися лишь в дни религиозных праздников. Мастер по росписи тщательно подготавливал свое панно, заделывал узелки и дефекты, наклеивал тончайшую ткань и покрывал ее несколькими слоями грунтовки на базе мела или гипса. Роспись темперой в технике, когда красящий пигмент связывался клеем, яйцом или молоком к XV веку заместился техникой масляной живописи.

   С эпохи Средневековья вплоть до Французской Революции, технический прогресс в сфере декоративно-прикладного искусства позволил значительно продвинуть столярное ремесло и выделить мебельщиков в отдельную специальность преимущественно через обслуживание двора, знати и религиозных элит. Новая профессия оформилась и достигла расцвета мастерства к XVIIIвеку. В течение всего продолжительного периода развития, свободные ремесленники концентрируются в Париже в фобур Сан-Антуан (faubourg Saint-Antoine) для производства предметов люкса. Примечательно, но в Книге ремесел*, первом реестре услуг и торговли города Парижа, выпущенном в 1270 году, по-прежнему отсутствует разделение столяров и плотников на мебельщиков и мастеров, задействованных на наружных работах. Через двадцать лет в 1290 году прево´ (букв. - начальник) Жан де Монтини основал Сообщество сундучников с целью объединить мастеров Парижа, работающих с деревом. Сундучники той эпохи изготавливали не только сундуки, но и столы, скамьи и т.д., выполняли они и многие другие работы по дереву, связанные с внутренней или внешней отделкой, также осуществляли скульптурно-декоративное оформление изделий.

   В то время сундучники считались бедными родственниками в плотницком деле. Первое их сосредоточение спонтанно возникло в близости от основного потребительского рынка – Парижа, города уже тогда богатого и могущественного. Сундучники разместились на берегу островка Лувиерс (распологался вверх по течению от острова Сен-Луи и был присоединен к правому берегу Сены в XIXвеке). Дерево сплавляли по реке, затем сушили и распиливали. Лучшие части ствола забирали плотники, сундучникам же доставалось дерево более низкого качества.

   Осталось немало свидетельств мастерства зодчих и каменщиков той эпохи в Западной и Восточной Европе, Что же касается повседневной жизни тех людей, которым суждено было жить в то далекое время, то что же мы знаем о них? Бытовавшее в средние века феодальное общество, где было разделение на синьоров (суверенов), крестьян и рыцарей было полно междоусобиц, переезды были часто срочными, под воздействием политических либо экономических факторов. Короли и знатные синьоры жили в относительной простоте: их мебель обычно представляла собой кровать, сундук, скамью, стул/табурет (фр. Scabelle), один или два стола на козлах* (table à tréteaux). При переездах возможность разобрать мебель также была актуальна. Кровати состояли из сочлененных частей и колонн, столы и сидения делали раскладными, либо разборными, мебель была готова к упаковке с подушками и прочим текстилем, гобелены укладывали в сундуки, чтобы потом развесить на стенах нового замка.


Стул/табурет (Scabelle)

Франция, около1480г.

Резной дуб.

Размеры: H. cm : 55,5 - L. cm : 45,5 - l. cm : 27

Декор: виноградная лоза , «салфетка складками» (рисунок)

©Photo Les Arts Décoratifs, Paris/Jean Tholance



   В то время, как резные алтари заимствуют у готических соборов и церквей их кружевные аркатуры*, декоративные столбцы и пинакли*, мебель столь же охотно декорируют архитектурными орнаментами. В XIIIвеке стрельчатый орнамент широко применяют при производстве мебели. Настенные росписи в жилищах использовали редко, предпочтение отдавалось декорированию стен гобеленами, которые при необходимости можно было увезти с собой. Другой популярный декоративный мотив получил название «салфетка складками» («en plis de serviettes»).

Во время правления Филиппа VI Валуа (1328-1350гг.) утверждается вкус к роскоши и помпезности. Прежде всего об этом свидетельствует парадность текстиля: портьеры, драпировки, подушки, плетеные циновки, ковры и гобелены вместе с ценной посудой и драгоценностями являются настоящим барометром великолепия.

  Самым старым предметом средневековой французской мебели из сохранившихся считают шкаф, в котором хранили предметы для совершения литургии из аббатства Обазин*, датированный 1176 годом.




Шкаф из аббатства Обазин, Франция,ок.1176 г.


  Самостоятельно профессия мебельщика еще не существовала в XII веке, это был подвид деятельности столяра и плотника, задействованных при строительстве зданий. Техники декорирования и исполнения были довольно просты, античные традиции декорирования интерьера, резюмированные в работе Витрувия "Архитектура", кажутся полностью забытыми. Техники шпонирования, свидетельства существования которых найдены в гробнице Тутанхамона, кровати и изящные, щедро декорированные приставные столики, описанные в древнеримских текстах, как и многие другие достижения Античности, кажутся утерянными с падением Римской Империи. На примере шкафа из аббатства Обазин мы можем предположить, что техника паннелирования мебельных фасадов (panneautage, вставление квадратного или прямоугольного более тонкого щита дерева, например дверцы, в рамочную структуру) еще не была известна. Об этом свидетельствует сборка толстых досок поперечными соединениями. На этот момент времени техники исполнения предметов мебели, как и техники скульптурирования в Западной Европе были, без сомнения, довольно примитивны.

  Средневековый сундук или кофр с кованными петлями (coffre à pentures*), часто имевший боковые ручки, являлся универсальным предметом для хранения всех видов объектов, будь то провизия, посуда, предметы обихода или домашний текстиль, тем более, что стиль средневековой жизни делал необходимым транспортировку всего этого из одной резиденции в другую. Сундуки имели широкую размерную линейку, от шкатулки до полноценного буфета.




Сундук (Coffre à pentures)

Франция, XIV век

Дуб и кованое железо

H. 89 ; L. 165 ; l. 79 cm

Legs Émile Peyre, 1905

© Les Arts Décoratifs / photo : Jean Tholance



  На изображении мы видим редкий образец, хранящийся в музее Декоративных искусств Парижа, усиленный накладными кованными петлями. Подобные сундуки встречались в порталах средневековых церквей. Накладные элементы здесь скорее орнаментальные, нежели утилитарные. В следующем столетии на смену накладным кованным элементам придут скрытые соединения деревянным шкантом*. Шкаф-буфет ризницы из провинции Сомм иллюстрирует похожий принцип. Имеет более проработанный декор, когда-то его кованные элементы были полностью позолочены, с одной стороны это орнамент с листьями дуба, с другой – с листьями плюща.






Шкаф ризницы из провинции Сомм

Сомм, XIV век

Полихромный дуб, ажурные петли в виде листьев.

Размеры: H. cm : 193 - l. cm : 143 - Prof. cm : 60

©Photo Les Arts Décoratifs, Paris/Jean Tholance



   Мебель для хранения (по сути тот же сундук), претерпевала значительные метаморфозы: снабженная спинкой и подлокотниками, она превращается в кафедру, с открывающимися дверцами с одной стороны и снабженная ножками, становится сервантом. И, наконец, в XVII веке происходит последняя метаморфоза : сундук, обеспеченный выдвижными ящиками, преобразуется в такой до сих пор нужный предмет мебели, как комод.




Стул

Франция, конец XV века.

Принадлежал замку Villeneuve-Lembron или Rigaud d'Oureille

Резной дуб.

Размеры: H. cm : 200 - l. cm : 77 - Prof. cm : 50

Пламенеющая готика, ажурная резьба, стрельчатый орнамент.

©Photo Les Arts Décoratifs, Paris/Jean Tholance.


  С XII - XIII веков мастера открывают и усовершенствуют новые техники, используют новые материалы, методы декорирования мебельных изделий становятся все более и более сложными. Все это уже к периоду Французской Революции вывело французских мастеров в первый ранг мировых законодателей стиля, сделало французское производство синонимом качества и элегантности. В течение этих пяти веков, производство мебели вцелом расширило рамки возможностей столярного искусства и вывело новую профессию в полную автономию. Все эти достижения были связаны с развитием пяти фаз мастерства:

панелирование

скульптурирование

маркетри

токарное дело

шпонирование

  Каждый из этапов развития вел к возникновению новой специализации и, следовательно, к разделению труда.

С XIII века производство мебели в готическом стиле дало усовершенствование техники панелирования при соединении всех элементов панно в раму. Деревянные мебельные фасады становятся более тонкими, изделия более лёгкими. Скрепленные между собой, эти рамы создают прочную устойчивую конструкцию.




Стол на козлах*

Франция 1473/1478 (datation par dendrochronologie)

Дуб и каштан с ажурной резьбой.

Achat Drouot, décembre 2010

Inv. 2010.145.1.1.3

© Les Arts Décoratifs





    В XIV веке мебель для спальни представляла собой кровать, сундук, скамью, один или несколько столов на козлах* для трапезы, табурет и буфет. В XV веке к этому перечню добавилось сидение, по форме идентичное кафедре, для синьора или его супруги. Спали парой или по несколько человек, порой вшестером или восьмером на соломенном матрасе, часто накрытом перьевым покрывалом. Чтобы избежать горизонтального положения тела во время сна, ассоциировавшегося со смертью, люди той эпохи никогда не спали полностью вытянувшись. Так же и кровати были довольно коротки. Но их зачастую значительная ширина вынуждала использовать специальную палку, чтобы постелить простыни. В XV веке кровати с балдахином появляются в спальнях королей и синьоров.




Кровать с балдахином



Франция, конец XV века, кровать из замка Villeneuve-Lembron,

Chêne sculpté aux armes de Rigault d’Oureille

Legs Émile Peyre, 1905

Inv. PE 968

© Les Arts Décoratifs / photo / Jean Tholance


Устанавливали ее в непосредственной близости от камина, нередко на специальном возвышении. Но главный признак богатства по-прежнему заключался в роскоши текстильного декора: портьеры из шелка с включением золотой и серебряной нити, гобелены, покрывала на подкладке из меха соболя. Понятие о перспективе еще не было сформулировано, однако цветочный фон шпалер уже давал ощущение глубины и плановости изображению.




«Роскошный часослов герцога Беррийского» (фр. Très Riches Heures du Duc de Berry)

«Январь». Герцог изображён сидящим за столом в синей робе.


  С рождением гастрономии в XIV- XV веках, появляются первые кулинарные книги, самая известная из которых - это трактат «О Снеди» (Le Viandier). Трактат, вероятно, принадлежит перу Гильома Тиреля, прозванного Тальеваном (то есть «Нос по ветру») — главного повара французских королей — Карла V и Карла VI. В дни праздников стол «на козлах» сервировался в Большом зале замка. Стол покрывали льняной вышитой или «дамасской» скатертью. Собственно дамаст — льняная ткань белого цвета с блестящими узорами на матовом фоне. Гости рассаживались только с одной стороны стола, чтобы облегчить обслуживание. На сервант, имевший открытую часть, расставлялась ценная посуда и изделия «ювелирики» (столовые приборы, кубки и проч., изготовленные из драгоценных металлов и драгоценных камней). Емкость для охлаждения вина и других напитков ставили обычно на пол. Вино пили молодым и всегда охлажденным (сульфитов в те времена, разумеется, не существовало). Блюда подавали накрытыми, гости ели руками или с помощью ножа. Мясо нарезалось слугой и подавалось на блюде. Кубки и пивные кружки делили между собой несколько гостей.



Сервант

Франция, конец XV века.

Резной дуб.

Размеры: H. cm : 154 - l. cm : 58 - Prof. cm : 51

Представленный мотив: эмблема, замок-крепость, ажурная резьба, виноград,

Стиль: пламенеющая готика

©Photo Les Arts Décoratifs, Paris/Jean Tholance.


Кроме того, немало сведений о кухне Средневековой Франции оставили нам авторы многочисленных хроник и иных исторических документов, а также многочисленных рыцарских романов, пространно описывавшие не только пиры, но и каждодневные застольные привычки своих героев. Так, в известном пассаже из «Романа о герцоге Анжуйском» авторства Жана Майяра (1316) героиня, вынужденная спасаться бегством от посягательств безумного отца, в лесу, страдая от голода и жажды, вспоминает о роскошных блюдах, подававшихся к герцогскому столу (перечень включает в себя 8 стихов, посвященных мясу и птице, 28 — рыбе, 5 — сладостям, и, наконец, 11 — винам).

  Помимо изделий из дерева, на новый уровень выходит мастерство обработки металлов и ювелирных изделий, имевших часто утилитарное или культовое назначение.

  Во второй половине XV века скульптурный декор занимает видное место при создании мебели, отодвинув на второе место текстильный декор, который, впрочем, полностью не исчез из обихода. Столяры множат пинакли*, аркатуры* и стрельчатый орнамент. Усиливается итальянское влияние, предвещая скорый расцвет Ренессанса. В истории искусств этот период называется Переходным (“transition”) и пришелся он на период царствования короля Людовика XII (1498-1515). При сохранении готического стиля в целом, художники и ремесленники активно применяют элементы, характерные для декоративно-прикладного искусства Италии того периода: медальоны, раковины, орнамент в виде завитков, арабески. Новый тип декора был заимствован в ходе военных кампаний Карла VIII (фр. Charles VIII) и Людовика XII. Античные медальоны и готические формы сосуществуют вместе.



Шкаф для церемоний.

Франция, примерно 1510 г.

Резной дуб.

Размеры: H. cm : 232 - l. cm : 176 - Prof. cm : 70

Представленный сюжет: Медальоны с профилями мужчин и женщин, завитки.

©Photo Les Arts Décoratifs, Paris/Jean Tholance.



  Таким образом мы видим, что мебель имела большую ценность, так как перевозилась из замка в замок наряду с драгоценностями и была зарезервированна для светской и религиозной элит. Все комнаты замков были меблированны. Мебель для зарождающейся буржуазии встречалась реже и зачастую представляла собой предметы первой необходимости. Говоря о народе, мы понимает, что бедность и униженность были таковы, что зачастую все расходы были связаны с тем, чтобы прокормиться.

Это наглядно иллюстрируют миниатюры Жана Бурдишона, жившего на стыке эпох Средневековья и Возрождения из серии "4 социальных круга".

Жан Бурдишон (родился в Туре 1456/1457, и умер в Туре 1520/1521) был выдающимся художником-иллюстратором и одним из последних миниатюристов Европы, до появления книгопечатной индустрии. Он создал большое количество миниатюр для часословов и бревиариев. «4 социальных круга» — одна из них.

Состоятельный человек (L’Homme riche ou La Noblesse, École nationale supérieure des beaux-arts, Paris)

Работающий человек

Бедность

Дикарь



  Суммируя все вышеизложенное, дадим основные характеристики средневековому стилю в мебели:

- мебель довольно массивная - скульптурный декор имеет элементы, вдохновленные архитектурой соборов, часто встречается мотив «салфетка складками» («en plis de serviettes»).

- предпочтение отдается предметам мебели для хранения и перевозки имущества, таким как сундук или скамья - мебель выполняется из дерева (чаще всего это дуб, ель и орех) и кованого железа.




Словарь терминов:


Запрестольный образ* большая икона (или картина в строго-церковном стиле), находящаяся в алтаре храма, за престолом, на восточной стене. Обыкновенно она изображает И. Христа, Божию Матерь или какое-либо важное церковное событие, чаще всего — то, в честь которого устроен храм. В тех случаях, когда среди восточной стены алтаря устраивается окно, позволяется устроить запрестольный образ живописью по стеклу окна.


«Книга ремёсел»* (фр.Livre des métiers) — РЕГИСТРЫ РЕМЕСЕЛ И ТОРГОВЛИ ГОРОДА ПАРИЖА - корпоративный кодекс, перечень-устав ста парижских ремесел и промыслов XIIIвека , составленный ок. 1268года по распоряжению парижского прево Этьена Буало, и лёгший в основу всех профессиональных регламентаций в столице и затем во всей Франции. Устав, с целью дисциплинирования промыслов и ремёсел и удовлетворения судебно-административных и фискальных интересов короля, вносил чрезвычайную регламентацию в действия цеховиков, ремесленников и людей, живших промыслом; нарушители платили штраф в пользу короля. Оригинал сгорел в XVIIIвеке; сохранились копии. См. сайт www.vostlit.info, на котором размещен полный перевод книги.


«Статут XLVII

О плотниках

Это установления мастеров, которые занимаются плотничьим делом в окрестностях Парижа в том виде, как мастер Фуке из Тампля и его предшественники пользовались и поддерживали их в прошлые времена; а именно: плотников, сундучников, изготовителей дверей и окон, бочаров, кровельщиков и всякого рода других работников, которые обрабатывают дерево.

Мастер Фуке из Тампля говорит, что когда ему были даны эти ремесла и он был сделан старшиной этого цеха плотников, он заставил все цехи поклясться, что они не будут работать в субботу, после того как большой колокол на соборе богоматери ударит девятый час, однако не так, чтобы они при этом бросили работу, которую нельзя оставить, и чтобы изготовители дверей могли продать добрым людям двери и окна, чтобы те могли запереться. Никто из этого цеха не может брать учеников, кроме как на четыре года, и не может брать в первый год поденную оплату за своего ученика более 6 денье для его расходов до вечера; может брать и иметь только одного ученика, и не может брать другого ученика раньше, чем наступит последний год для первого ученика, если только это не его сын или племянник, или сын его жены от законного брака. Сундучники и изготовители дверей не могут и не должны делать спускные двери (trappe), двери и окна без деревянных или железных болтов, согласно клятве; а если таковые будут найдены, они платят 20 су штрафа: 10 су королю и 10 старшине цеха. Они не могут вставлять в сундук днище не из целых досок, если оно не имеет крепления (n'est a la pevclose). Нельзя плотникам, сундучникам и изготовителям дверей работать ночью, если это не для короля, королевы, их детей или парижского епископа. Если кто-либо будет уличен, уплатит королю 10 су штрафа и 10 су старшине указанного цеха и присяжным, которые должны быть в упомянутом цехе по указанию старшины. Если упомянутый мастер Фуке или его помощник найдут плотников, сундучников и изготовителей дверей, работающих после звона большого колокола на соборе богоматери в девятый час, он может взять 12 денье или инструмент, которым те работали. Указанный мастер Фуке заставил тележников поклясться, что они не поставят такой оси в тележку, которая не была бы столь хорошей, как они пожелали бы себе, если бы сами были возчиками.

Так управлялись во времена упомянутого мастера Фуке и его предшественников все ремесленники, обрабатывающие дерево, т. е. разного рода бочары (tonneliers), cochetiers 69, корабельные плотники, токари, панельщики, кровельщики и всякие другие ремесленники, занимающиеся плотничьим ремеслом; и было установлено, что если кто-либо из работающих в упомянутом цехе был вызван к мастеру Фуке и не являлся, платил 4 денье за неявку; и мастер Фуке может установить в каждом цехе одного человека по своему выбору для охраны этого цеха, и чтобы они сообщали обо всех нарушениях в упомянутом цехе. Мастер Фуке брал в качестве оплаты и в качестве старшины цеха ежедневно 18 денье в Шатле и одно платье стоимостью в 100 су в день всех святых.»


   Обазинское аббатство*

(фр. Abbaye d'Aubazine) — цистерцианский монастырь во французской коммуне Обазин (департамент Коррез, Лимузен). Аббатство основано около 1134 года, закрыто в 1791 году во время великой французской революции. С 1840 года входит в число исторических памятников Франции. Расположено примерно в 12 км восточнее города Брив-ла-Гайард.


Козлы, подставка*


Деревянные брусья, укрепленные каждый на 4 раскосых ножках, с настланными на них досками, служащие в качестве походных кроватей, столов и подставок для разных надобностей.



Pentures*

то, что мы в русском языке называем одним словом - петли, во французском имеет ряд разновидностей. Здесь речь идет о пластине кованного железа, прибитой гвоздями, соединяющей несколько досок воедино, либо же усиливающую мебель или дверь. Элемент одновременно и функциональный и декоративный.



Шкант*

крепёжное изделие чаще в виде цилиндрического стержня с фасками или закругленными концами, вставной шип круглого сечения.


Список литературы, использованной для написания статьи:


1) «1000 Chef-d'œuvre des Arts décoratifs» Victoria Charles

2) «L'ameublement française: 850 ans d'histoire» Jean-Charles Vogley

3) «Guide de Musée des Arts Décoratifs»

4) «Reconnaître les styles de mobilier» Alice Dupont

5) «Histoire de la France» Henri del Pup et Robert Pince

Для коротких пояснений мы использовали толковые электронные словари и справки из Википедии.

Также перевод «Книги Ремесел» мы нашли на сайте www.vostlit.info, на котором размещен полный перевод «Книги Ремесел» и много других интересных сведений.